Погода в Екатеринбурге: Глава из книги С. А. Захарова "Это было недавно... Записки старого свердловчанина" |
||||||||||||||||
|
1929 год. Строительство и пуск первой трамвайной линии Вокзал - Цыганская площадь, общей протяженностью 13,4 км. Начато строительство первого трамвайного депо. Получено из Мытищ 10 моторных вагонов серии "Х". 1930 год. Строительство и пуск /15. 07./ трамвайной линии "Площадь 1905 год.а - ВИЗ". Строительство и пуск /07. 11./ трамвайной линии до площади М.Горького /пл.Обороны/. Организованы маршруты : № 2 ВИЗ - Вокзал . /первые месяцы до Пл.1905 г./ № 3 ВИЗ - пл. М.Горького. № 4 Цыганская пл. - пл. М.Горького. Получено из Мытищ 9 моторных вагонов серии "Х" 1931 год. Строительство и пуск /август/ однопутной трамвайной линии "Вокзал - УЗТМ", маршрут № 5. Строительство и пуск / 07. 11/ трамвайной линии во Втузгородок . Пущен по новому пути маршрут № 4 "Цыганская площадь - Втузгородок". Организованы новые маршруты: № 6 - пл. М.Горького - Вокзал. № 7 - Втузгородок - ВИЗ. Общая протяженность пути к концу год.а - 38,8 км. С Мытищинского завода получено 25 моторных вагонов серии "Х" и прицепных сериии М. УЗТМ приобрел и передал СГЖД 5 четырехосных моторных вагонов серии КМ и 10 четырехосных прицепных вагонов серии КП. Началось строительство ВРМ. 1932 год. Два вагона серии "Х" передано городу Челябинску, где открылось трамвайное движение. Из Ленинграда было получено 2 двухосных моторных вагона серии "МС" С Мытищинского завода получено 12 моторных вагонов серии "Х". Организовано грузовое трамвайное движение. Получено 3 электровоза Подольского завода и 8 прицепных грузовых платформ. 1933 год. Построен второй путь на УЗТМ, что позволило организовать маршрут № 8 "Втузгородок - УЗТМ" и продлить маршруты № 2 "ВИЗ - УЗТМ" и № 5 "УЗТМ - ул.Щорса." Получено 40 прицепных двухосных вагонов серии М Мытищинского завода. Силами ВРМ построено 2 снегоочистителя. 1934 год. Продлены линии: от пл. Обороны до Ленинской фабрики и от ул. 8-е Марта до ул. Щорса. Получено из Мытищ 12 моторных и 14 прицепных вагонов. Построена однопутная линия по ул. Куйбышева, что дало возможность организовать кольцевое движение по маршруту "А" - ул.8 -е Марта - ул.Ленина - ул.Луначарского - ул.Куйбышева. 1935 год. Верх-Исетский завод передал СГЖД подъездной ж/д путь на электростанцию, после электрофикации которого стало возможно организовать маршрут № 11 "ВИЗ - Электростанция". Общая продолжительность пути в городе составляла 58,3 км. 1937 год. Строительство и пуск линии "Вокзал - Упр. дороги" Маршрут № 1 стал курсировать ул. Щорса - Упр. дороги. Из Мытищ получены последние 3 вагона серии "Х". 1939 год. На базе вагона МС № 100 построен вагон - вышка для обслуживания контактной сети. В городе действует 13 трамвайных маршрутов, которые обслуживают 69 двухосных моторных вагонов серии "Х", 55 двухосных прицепных серии М, 5 четырехосных моторных серии КМ и 10 прицепных серии КП. Кроме этого имеется 3 электровоза, 1 грузовой, 1 спецвагон и 17 платформ. 1943 год. Из Ленинграда получено 30 моторных и 30 прицепных вагонов дореволюционной постройки серии МВ / ПВ. 1944 год. Пуск однопутной трамвайной линии - маршрут № 12 "ул. Щорса - Мясокомбинат" 1946 год. Передано из СТТУ 6 вагонов серии МВ в города области: Карпинск, Краснотурьинск, Каменск - Уральский (на завод). 1947 год. Из СТТУ передано 10 вагонов серии МВ в трамвайные хозяйства Барнаула и Смоленска . 1948 год. Открывается /25 октября / движение на новом направле- нии ВИЗ - Мясокомбинат - маршрут № 9 . Построена новая трамвайная линия в поселок Эльмаш, с 25 ноября на новую трамвайную линию направляется маршрут № 2 - ВИЗ - Эльмаш . Открывается новый маршрут № 10 - Эльмаш - Уралмаш. 1949 год. Строительство и пуск однопутной трамвайной линии Крылова - Кушвинская . Строительство и пуск однопутной автономной трамвай - ной линии в поселок станции Свердловск - Сортировочный маршрут № 13. Трамвайная линия на Эльмаше продлена до Зеленого городка . Однопутная линия Щорса - Мясокомбинат продлена до Вторчермета. Общая протяженность трамвайных путей составила 76,2 км. 1950 год. Получены первые 4 четырехосных цельнометаллических вагона МТВ - 82 с Рижского завода. В Ижевск из СТТУ отправлено 5 прицепных старых двухосных вагонов серии ПВ, взамен получено 5 четырехосных прицепов КП. 1951 год. Получено 11 новых вагонов МТВ-82. 1952 год. Получено 14 новых вагонов МТВ-82. 1953 год. Однопутная трамвайная линия на Сортировке продлена до поселка "7 ключей". Общая протяженность путей трамвая составила 83,1км. В городе действует 14 трамвайных маршрутов. 1955 год. Строительство и пуск линии по ул. Луначарского. Создание службы водного транспорта на озере Шарташ. Получено два водометных катера "Ермак" и "Варяг". 1956 год. Строительство и пуск второго трамвайного пути на Вторчермет. 1957 год. Трамвайное кольцо с ул. Щорса перенесено на ул.Южную, Открыты новые трамвайные маршруты: № 15 Вторчермет - Втузгородок, № 16 Эльмаш - Втузгородок. Из Риги получены 11 вагонов МТВ - 82, из Москвы 8 старых двухосных прицепных вагонов. 1958 год. Организовано беспересадочное трамвайное сообщение с Сотировкой по ул. Бебеля. Пуск трамвайной линии на Шарташ, маршруты № 4 и 16. Пущен маршрут № 17 Эльмаш - УЗТМ. Из Чехословакии получены первые 13 вагонов серии Т -2, из Риги получено 6 вагонов МТВ - 82. Катера на Шарташе переданы управлению"Малых рек". 1959 год. Строительство и пуск второго трамвайного пути по ул. Халтурина. Кольцо на Втузгородке перенесено вглубь, на ул. Студенческую. Из Чехословакии получено 7 вагонов Т-2. Из Риги получено 16 вагонов МТВ - 82, из Киева - 2 поезда, состоящих из цельнометаллических вагонов КТВ - 55 / КТП - 55. Москва передала 12 старых двухосных прицепных вагонов, Ижевск - 2 моторных вагона серии "Х". Сдана в эксплуатацию первая очередь Северного трамвайного депо. Началось сторительство трамвайной линии через новый мост по ул.Челюскинцев. 1960 год. Реконструировано трамвайное кольцо на ВИЗе. Поступил роторный снегоочиститель РГС-3 постройки Горьковского завода. Всего в городе 8 трамвайных снегоочистителей. Из Ленинграда получен вагон- рельсотранспортер РТ-25. Трамвайный парк состоит из 75 моторных двухосных вагонов, из них 75 моторных серии "Х", 4 серии - МВ. 149 моторных четырехосных, из них 109 серии - МТВ-82, 5 серии - КМ, 2 серии - КТВ - 55, 33 серии - Т - 2. Прицепных вагонов 99, из 79 серии М, 3 серии ПВ, 15 серии КП, 2 серии КТП - 55 . 1961 год. В город начали поступать новые трамвайные вагоны серии РВЗ-6 Рижского завода. 1962 год. Построен второй путь на Сортировке от Кушвинской до ост. Почта. Оборудовано трамвайное кольцо вместо тупика на Электростанции. В город поступила последняя партия вагонов Т - 2 всего с 1958 по 1962 год в город поступило 67 таких вагонов. 1963 год. Строительство и пуск новой линии на Уралмаше по ул. Машиностроителей - Донбасская - Бакинских Коммиссаров - Победы (маршрут № 19). Для подачи вагонов на эту линию, через площадь Первой Пятилетки проложена временная ветка. Открыт трамвайный маршрут № 20 "ЦПКиО - Шарташ". В конце года в город прибыло 19 первых вагонов Т - 3 из Чехословакии. 1964 год. Началась эксплуатация новых чехословацких вагонов серии Т - 3. Трамвайная линия на Уралмаше продлена по ул. Победы, Кузнецова, и соцгород Уралмаш опоясался трамвайным кольцом. По новой линии стали ходить трамваи маршрутов № 8, № 17, № 19. Проложены вторые пути на Сортировке от ост.Почта до поселка "Семь Ключей". Построен новый автомобильно - трамвайный мост через реку Исеть по ул. Бебеля. На ВРМ создано первые 4 двухвагонных поезда состоящих из вагонов МТВ - 82. Списан последний вагон дореволюционной постройки серии МВ. 1965 год. Протяженность трамвайных путей в городе 128,9 км, В город поступило 20 новых трамваев Т - 3. 1966 год. В город поступило 10 новых трамваев Т - 3 и 28 подержанных старых прицепных двухосных вагонов серии С из Москвы. 1967 год. Получены из Чехословакии первые 5 сочлененных шестиосных вагонов К -2, кроме этого получено еще 10 вагонов Т - 3.Началось списания старых трамвайных вагонов серии "Х" с прицепами М и С. В 1963 - 1967 годах в город поступило 74 вагона Т - 3. Освоена эксплуатация вагонов Т - 3 по системе многих единиц. 1968 год. Все 14 вагонов РВЗ - 6 переданы в г. Новосибирск, взамен из Новосибирска получены 15 подержаных вагонов МТВ - 82, из Чехословакии получено 10 вагонов К-2. 1969 год. Открыт трамвайный маршрут № 21 "ЦПКиО - Управление дороги". Получено 5 вагонов К - 2 из Чехословакии, 22 бывших в эксплуатации вагона МТВ - 82 из Уфы. 1970 год. Вступает в строй вторая очередь Северного трамвайного депо. Начали поступать из Чехословакии вагоны Т - 3 новой модификации. Вагоны Т - 3 стали эксплуатироваться в Северном депо. 1971 год. Открыто трамвайное движение по ул. Уральской. По новой линии стали курсировать трамваи 16, 20 маршрутов, были организованны маршруты: № 22 "ул. Машиностроителей - УПИ" и № 23 "Втузгородок - Управление дороги". Отставлены от пассажирской работы и переведены в спецсостав вагоны серии КМ. В Южном трамвайном депо списаны последние вагоны серии "Х". Пассажирский подвижной состав Южного депо состоит лишь из вагонов Чехословацкого производства серий Т - 2, К - 2 и Т - 3. В Северное трамвайное депо были переданы из г. Смоленска, г. Воронежа, и г. Осинники 20 старых вагонов МТВ - 82. 10 из них переоборудованы в прицепные. Всего в 1964 - 1972 силами ВРМ в прицепные было переоборудовано 57 моторных вагонов МТВ - 82. 1972 год. Открыта новая трамвайная линия связавшая районы Уралмаша и Сортировки по ул. Бебеля, по новой линии стали ходить трамваи маршрутов № 6 и № 19. Открыт маршрут № 24. Он объединил три крупных промышленных района города: Орждоникидзевский, Верх-Исетский и Железнодорожный. Открыто трамвайное движение до ул. Фрезеровщиков. Пущен трамвайный маршрут № 25 "Вторчермет -ул. Фрезеровщиков". В Северном депо списаны последние вагоны серии "Х". Вышел на улицы города перввый грузовой троллейбус По приказу № 12 от 12 января 1972 года ВРМ и ЮТД были объединены. Все вопросы административного руководства Южного депо и ВРМ были возложены на И.И. Мячина. С пуском профтехучилища к концу 1972 года планировальсь подготовить 340 водителей трамвая, толлейбуса и слесарей по ремонту. 1973 год. Ввод в эксплуатацию новой трамвайной линии по ул. Радищева - Белореченской до ул. Волгоградской. Открыт трамвайный маршрут № 26 "УПИ - ул. Волгоградская". Силами ВРМ на базе вагона МТВ - 82 созданы вагон-вышка для ремонта и обслуживания контактной сети и грузовой вагон. Началась постепенная замена устаревших вагонов серий МТВ - 82 и Т - 2, вагонами Т - 3. 1974 год. Протяженность трамвайных путей в городе - 154,5 км. За 45 лет на трамвае перевезено 7 миллиардов пассажиров. 1975 год. В Северном депо списаны вагоны Киевского производства КТВ - 55 / КТП - 55. В Свердловске 45 трамваев"Татра". 1976 год. Поступил новый снегоочиститель ГС - 4 постройки Безымянского завода / г. Куйбышев /. 1977 год. Пуск трамвайной линии на Керамический завод.На городских маршрутах работают; 91 вагон серии МТВ - 82, 42 прицепных вагона серии МТВ - 82, 33 вагона Т -2, 18 вагонов серии К - 2, 227 вагонов серии Т - 3. На базе двухвагоного поезда МТВ - 82 создан поливочный трамвай. 1978 год. Из Чехословакии стали поступать трамвайные вагоны Т - 3 в трехдверном варианте. В 1978 году поступило 66 таких вагонов. 1979 год. В Южном депо отрестоврирован и начал эксплуатироваться, как экскурсионный трамвайный вагон серии "Х". 1980 год. Пуск трамвайной линии "ул. Волгоградская - ВИЗ". Списаны последние вагоны старых марок: Т - 2, К - 2, МТВ - 82. На базе вагона МТВ - 82 создан спецвагон - кран. 1981 год. На базе первых трамвайных вагонов Т - 3 (1963- - 1964 г.) выпуска созданы: вагон - столовая для питания водителей, вагон - сетеизмеритель и вагон- вышка для обслуживания контактной сети. Получено 28 новых вагонов Т - 3. 1982 год. Получено 30 новых вагонов Т - 3. 1983 год. Открыто трамвайное движение до ул. 40 лет ВЛКСМ. Протяженность трамвайных путей в городе составляет 171,05 км. 1984 год. Открыт трамвайный маршрут № 27 "Южная - Вокзал". Поступило 10 новых вагонов Т - 3. 1985 год. Построен новый трамвайный путепровод по ул. Халтурина в районе ост. Кушвинская. 1986 год. трамвайная линия по ул. Московской от пр.Ленина до ул. Радищева. Сняты трамвайные путис ул. 8 - го марта от пр. Ленина до ул. Радищева. Открыты трамвайные маршруты № 28 "УЗТМ - ул.Фрезеровщиков" и № 29 "ЦПКиО - Вокзал" Вновь открыто трамвайное кольцо на Кушвинской. 1987 год. Из Чехословакии прибыло первые 5 новых вагонов Т - 3 М с тиристорно - импульсным управлением. Построена трамвайная эстакада по пер. Слесарей. 1988 год. Освоена эксплуатация трамвайных вагонов Т - 3 М. 1989 год. Из Чехословакии поступило 33 вагона Т - 3 М. Введено в эксплуатацию Западное трамвайное депо. 1990 год. Создан вагон - струг для очистки трамвайного пути от наледи. 1992 год. Пущена трамвайная линия по ул. Московской до Дворца Спорта. 29 октября открыт трамвайный маршрут № 32 "Дворец Спорта - ул. 40 лет ВЛКСМ". 1993 год. Из Уфы передано 22 вагона Т - 3 М. В Екатеринбурге создан консорциум "СПЕКТР" для организации производства уральского трамвая. 1994 год. Из Владикавказа передано 10 вагонов Т - 3 М в плохом состоянии, после ремонта 8 из них эксплуатируются в Западном трамвайном депо. По программе СПЕКТР началось модернизация вагонов Т - 3 на ЕТТРЗ и на ЗСМК в г. В. Пышма. 1997 год. Построен новый путепровод для трамвая и троллейбуса по ул. Смазчиков. На заводе "УРАЛТРАНСМАШ" изготовлен первый образец трамвайного вагона СПЕКТР - 1 . 29 июня принят новый вагон "Спектр" модели 71-402. В салоне 32 сидячих места и 117 стоячих. 19 августа вагон "Спектр" впервые вышел в опытную эксплуатацию. С этого момента ему предстоит "набегать" с пассажирами 20 тыс.километров. Он будет курсировать по 19 маршруту. Первая выручка составила 680 билетов на 2040 рублей, это больше, чем обычный доход. В августе проведен капитальный ремонт трамвайного пути по проспекту Ленина, от ул.К.Либкнехта до ул.Луначарского. 2001 год. 1 августа открыта транспортная развязка по перекрестку улиц Машиностроителей и пр. Космонавтов. |
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||
© Евгений Кузнецов, 2002.Использование информации без разрешения автора запрещено! |
||||||||||||||||